Способы восстановления утраченных размеров деталей



Важнейшим условием обеспечения надежности в процессе работы является возможность своевременного выявления различных неисправностей и их устранение. Для выявления неисправностей используют техническую диагностику, проводимую при всех видах технического обслуживания.

В процессе работы сопряженные детали соединены между собой определенной посадкой. Поэтому при ремонте деталей необходимо получить такие размеры, чтобы сохранилась посадка их. Изношенные детали восстанавливают под номинальный (первоначальный) или ремонтный размер, который устанавливают только на ответственные детали. Способом постановки дополнительных деталей ремонтируют отверстия под подшипники в различных корпусных деталях, отверстия с изношенной резьбой и т. д.

Ремонт деталей начинают с их очистки от грязи и масла. Наиболее эффективно детали очищают в выварочных машинах, которые представляют собой баки с внутренним паровым подогревом моющей жидкости, состоящей из каустической и кальцинированной соды, мыла и жидкого стекла. Детали выдерживают в растворе 6... .20 ч.

После выварки их моют горячей водой. Ответственные детали очищают ультразвуком.

Ржавчину с деталей удаляют 25%-ным раствором соляной кислоты с добавлением 1% цинка или 15%-ным раствором серной кислоты с добавлением 5% спирта. Детали выдерживают в растворе 1...5 мин, затем промывают горячей водой.

Очищенные детали дефектуют следующими способами: визуальным, магнитным, люминесцентным и ультразвуковым. После дефектовки детали маркируют. Пример маркировки: пригодные детали без восстановления — белой краской, детали для ремонта — желтой или зеленой и непригодные — красной.

В зависимости от конструкции, материала, характера повреждения или износа детали восстанавливают различными способами.

Припиловку и шабрение применяют для зачистки и правки изношенных поверхностей, покрытых царапинами. Этим способом снимают слой металла толщиной до 1 мм с точностью от 0,05 мм (шабрение) до 0,2 мм (припиловка).

Для получения зеркальной поверхности при шлифовании деталей используют пасту ГОИ. Способ шлифования применяют для заделывания небольших трещин в корпусах редукторов и других несиловых деталях. Для этого поверхность вокруг трещины зачищают, по концам трещины высверливают отверстия диаметром 4...6 мм и нарезают резьбу. Затем по всей длине трещины сверлят отверстия с небольшим перекрытием. После нарезки резьбы в них заворачивают медные штифты, оставляя 2 мм выступающими от поверхности корпуса, штифты расчеканивают, опиливают и пропаивают мягким припоем. Заделанная трещина обеспечивает герметичность при давлении до 0,4 МПа.

Неответственные детали с трещинами восстанавливают замазкой. Для этого трещину разделывают таким образом, чтобы вдавливанием или втиранием можно было в нее ввести замазку. Состав замазки следующий: 60 частей мелких стальных опилок, 1 часть порошкового нашатыря и 1 часть порошкообразной серы, замешанных в 38 частях воды. Смесь нагревают до сплавления и вводят в трещину в нагретом состоянии.

Паянием устраняют дефекты в трубопроводах, радиаторах, баках и электрических соединениях. Если детали подвержены знакопеременным и ударным нагрузкам, то применяют твердые припои (медно-цинковые и очень редко серебряные). Если не требуется высокая прочность детали, то используют мягкие припои. Алюминиевые детали паяют припоем 34 А, состоящим из меди, кремния и цинка, с применением флюсов.

При ремонте пластическим деформированием используют правку, осадку, раздачу, обжатие, вытяжку и накатку деталей. Обычно этот способ применяют совместно с механической обработкой. Механическую обработку необходимо начинать с контроля и исправления базовых поверхностей.