Гидравлические передачи. Насосы. Цилиндры



Гидравлические передачи в доводочных станках широко применяют благодаря их преимуществам по сравнению с другими видами передач: бесступенчатое регулирование скорости перемещения исполнительных механизмов, относительная простота и высокая надежность гидропередач, автоматическая надежная защита всех механизмов станка от перегрузок л автоматическое управление технологическим процессом, самосмазываемость всех элементов гидропередачи и высокая в связи с этим долговечность движущихся деталей станка и аппаратуры управления Гидропривод любого станка состоит из следующих элементов: емкости с определенным количеством масла и устройства для его очистки; насосов для перекачивания масла при определенном давлении, регулирующей аппаратуры, распределительных устройств и исполнительных механизмов.

Для снижения температурных деформаций базовых деталей гидропривод доводочных, станков, как правило, компонуется как гидростанция, установленная рядом со станком, и лишь необходимые исполнительные механизмы и распределительную аппаратуру размещают в пределах станин, корпусов и стоек.

Насосы. Для подачи рабочей жидкости из бака к исполнительным механизмам в доводочных станках применяют шестеренные, лопастные и поршневые насосы различной подачи. Подачей насоса называется объем масла (в литрах), поданный в единицу времени (обычно в минуту).

Шестеренные насосы (обычно постоянной производительности) состоят из двух цилиндрических зубчатых колес, вращающихся в корпусе. Одно из колес — ведущее. Масло из полости всасывания, отделенной от полости нагнетания самим зацеплением зубьев колес, заполняет каждую впадину между зубьями, удерживается между ними и корпусом насоса и переносится при вращении колес в полость нагнетания.

Лопастные насосы состоят из статорного кольца, установленного в корпусе насоса, и ротора, насаженного на приводной шлицевый вал с пазами, в которых установлены пластины. При вращении ротора пластины центробежной силой прижимаются к внутренней поверхности статора. С торцов ротор и статор ограничены Соковыми дисками, в которых имеются всасывающие и нагнетательные, окна. При вращении ротора две соседние пластины в зоне окна увеличивают объем камеры, который заполняется маслом из полости всасывания. При дальнейшем повороте ротора объем камеры между двумя соседними пластинами (в зоне окна) уменьшается, а масло вытесняется в нагнетательный трубопровод. За один оборот ротора такое происходит дважды.

Исполнительные механизмы. Исполнительные механизмы являются главным элементом любого гидропривода, так как их работа непосредственно обеспечивает заданные движения определенных механизмов станка. Роль исполнительных механизмов чаще всего выполняют силовые цилиндры (поступательного и поворотного действия) и гидродвигатели.

Силовые цилиндры могут быть с одно- или двусторонним штоком, с подвижным или неподвижным. Скорость движения поршня или цилиндра (в случае если шток закреплен неподвижно) будет одинаковой в обе сторон в случае, если цилиндры выполнены с двусторонним штоком. В цилиндрах с односторонним штоком эти скорости будут различны.

Одинаковые скорости движения штока в обоих направлениях в цилиндрах с односторонним штоком можно получить особым подключением цилиндра к гидросистеме, называемым дифференциальным.

Цилиндры. Цилиндры поворотного действия применяют для получения угловых периодических движений (например, в механизмах подачи с храповым колесом). Гидроцилиндр состоит из корпуса, вала с пластиной. Полость цилиндра разделена перемычкой с пружинящим поджимом к ротору уплотнительного элемента. Сила, созданная давлением масла при подаче его через отверстие, поворачивает пластину, вал и зубчатое колесо. Масло через отверстие сливается в бак. Угол поворота пластины составляет 270—280°.