Запорная арматура: шаровые краны и задвижки



Запорная арматура является одним из видов трубопроводной арматуры, которая используется с целью полного перекрытия потока в трубопроводе и поддержания требуемого уровня герметичности.

Стоит сразу сказать, что именно запорная арматура чаще всего встречается на технологических трубопроводах и составляет примерно восемьдесят процентов от всего количества используемых элементов. В перечень этого вида запорной арматуры входят задвижки, краны шаровые, запорные клапаны и поворотные затворы.

Виды и их особенности

Самым популярным запорным устройством является шаровой кран, его используют во всех сферах. По уровню герметичности и давлению в трубопроводе краны разделяются на разные подвиды, если корпус крана окрашен в синий, то он используется там, где транспортируется вода и пар, если корпус желтый, то газ, если черный, то нефть.

Шаровые краны делают из разных видов стали, латуни, бронзы, полипропилена и полиэтилена. Последние особенно востребованы в строительстве, при прокладке развязки домовых узлов и являются сантехарматурой. Запорный элемент устройств может быть сделан в форме цилиндра либо в виде шара. Очень редко встречается кран с коническим запором. По уровню производительности краны бывают полно проходными либо неполно проходными.

Задвижки представляют собой вид запоров, которые помогают перекрыть рабочую среду в трубопроводе благодаря поступательному перемещению затвора в направлении, который перпендикулярен потоку.

Задвижки очень распространены в трубопроводах, которые имеют газообразную и жидкую среду. Очень часто для индикации крайних положений запорной арматуры используют блок концевых выключателей, он встречается в системах автоматики на трубопроводах газораспределительных станций, перерабатывающих заводов, химпромышленности и так далее. Большим плюсом данного устройства выступает то, что оно способно функционировать в обширном диапазоне температур и влажности.

Задвижки могут быть выполнены из стали либо чугуна. По конструкции бывают с выдвижным и не выдвижным шпинделем. Если сравнивать их с такими видами, как например, краны и затворы, задвижки имеют обширный ряд плюсов:

  • минимальное гидросопротивление при условии открытого запора;
  • нет перенаправления среды;
  • можно использовать для перекрытия среды с высокой вязкостью;
  • легкость установки и обслуживания;
  • сравнительно маленький размер и так далее.

Задвижки имеют и минусы, одними из самых важных является то, что допускаемый перепад давлений на затворе весьма небольшой и ремонтировать их достаточно сложно.