Основные дефекты сварки и методы их обнаружения



Высокого качества соединений, выполненных контактной сваркой, можно, достичь лишь при строгом соблюдении всего технологического процесса. При различных нарушениях технологии, правил конструирования сварных узлов и отклонениях параметров режима от установленных значений возможно возникновение дефектов узлов и сварных соединений.

К дефектам сварных узлов относятся дефекты, связанные с деформацией деталей при сварке, искажением размеров швов, нарушением правильности сборки и прихватки деталей.

Дефекты сварных соединений подразделяются на наружные и внутренние. Наружные дефекты обнаруживаются путем внешнего осмотра соединения и с помощью простого мерительного инструмента.

Наружные кольцевые и радиальные трещины являются недопустимым дефектом для соединений, работающих при динамических нагрузках. В герметичных сварных узлах наружные трещины могут быть причиной течей.

Наружный выплеск и подплавление поверхности ухудшают внешний вид соединений и резко снижают стойкость электродов. Небольшие наружные выплески чаще всего возникают при роликовой сварке на жестких режимах и устраняются зачисткой. Отпечатки от электродов и роликов должны иметь правильную геометрическую форму. Размеры отпечатков не связаны непосредственно с размерами литой зоны соединений. Однако их изменение свидетельствует о возможных отклонениях параметров режима от заданных значений и наличии внутренних дефектов, например выплесков.

При сварке черных металлов на поверхности швов возникают цвета побежалости, которые не являются дефектом и могут быть допущены. Темная поверхность точек и швов алюминиевых и магниевых сплавов свидетельствует о выходе литой зоны на поверхность деталей и наличии следов меди от электродов, что резко снижает коррозионную стойкость сварных соединений.

Часто при конструировании сварных узлов для снижения расхода металла уменьшают размер нахлестки по сравнению с рекомендуемыми. Это может вызывать раздавливание металла кромки нахлестки, сопровождающееся появлением наружных трещин.

При наличии больших зазоров после прихватки при сварке возможен вырыв точек. Это крайне нежелательно, так как такое разрушение точек может произойти и в процессе эксплуатации сварного узла.

Выявление внутренних дефектов типа выплесков, раковин и трещин требует применения рентгеновского просвечивания. Выплеск обычно уменьшает размеры литой зоны, что снижает прочность соединений, а также может быть причиной образования трещин и раковин. В узлах ответственного назначения число внутренних выплесков должно быть ограничено.

Непровар при сварке является наиболее опасным дефектом, так как в общем случае его выявление без разрушения соединений не представляется возможным. Полный непровар и уменьшение литой зоны точечных и роликовых соединений некоторых алюминиевых (Д16) и магниевых (МА8) сплавов могут быть обнаружены с помощью рентгеновского просвечивания. Непровар в сварных соединениях большинства металлов выявляется рентгенопросвечиванием при условии использования так называемых рентгеноконтрастных материалов (РКМ), помещаемых под нахлестку при сборке деталей. Искажение геометрических размеров деталей при стыковой сварке легко обнаруживается при внешнем осмотре.