Ремонт станков: текущие и капитальные работы



станокРазличают два основных вида ремонтных работ – текущий ремонт станка и капитальный ремонт станка. Текущий ремонт (также известный, как эксплуатационный) выполняют прямо на месте размещения станка, в ПТО либо в РММ предприятия. Для выполнения капитальных ремонтных работ необходимо перемещение станка на специализированное ремонтное предприятие.

Текущий ремонт подразумевает устранение легких неисправностей и замену износившихся деталей механизма. В случае капитального ремонта оборудование полностью разбирается на узлы, а потом – на детали. Все детали инспектируются и сортируются по принципу «годности» — на годные, непригодные и подлежащие реставрации. После замены и ремонта отдельных деталей станок собирается и прогоняется по испытаниям, направленным на выявление дефектов.

Как правило, текущий ремонт невозможно заранее спланировать. Ремонт может быть выполнен агрегатным и индивидуальным методом. Агрегатный метод подразумевает ремонт вышедших из строя деталей и узлов с заменой на новые детали из обменного фонда или на запасные, заранее отремонтированные детали. Индивидуальный метод предполагает ремонт неисправных узлов без замены деталей. Снятые во время агрегатного ремонта узлы и детали отправляются на специальные ремонтные предприятия, а отремонтированные детали снова поступают в обменный фонд.

Чем удобен агрегатный метод текущего ремонта? Как правило, такая методика позволяет уменьшить время, затраченное на ремонт, и тем самым сводит к минимуму время простоя станков, увеличивая выработку продукции. При этом минимизируется потребность в капитальных ремонтных работах и повышается пропускная способность РММ.

Прежде чем начать ремонт любого уровня сложности, необходимо очистить помещение и станок. Загрязненные узлы обрабатываются деревянными скребками и подвергаются осмотру. Оборудование разбирается, а извлеченные детали дефектуют на предмет обнаружения поломок, изгибов и трещин. Разборка станка начинается с отделения кожухов и снятия защитных ограждений, крышек и предохранительных щитков. Снятые детали укладывают в специальные емкости, а пригодные детали не раскомплектовывают, чтобы не нарушить их работоспособность.

Важная мера безопасности, предохраняющая оборудование от дополнительных поломок: при разборе станка все звездочки, втулки, шестерни, шкивы и подшипники снимаются специальными приспособлениями – съемниками, выколотками и гидравлическими прессами. Используя съемник, нельзя допускать лишних ударов по рычагам для удлинения воротков. Съемник должен быть установлен без перекосов, а лапки должны качественно и полностью захватить нужные части деталей.

Если узел содержит в себе проржавевшие детали, его необходимо выдержать в дизельном топливе либо керосине, и только после этого разобрать. Разборка узлов с резьбовым соединением не допускает использования ключа с удлинителем или, тем более, простого зубила. Зато шплинты, как правило, срубаются зубилом либо вынимаются специальным шплинтодером.

Шестерни редукторов подвергаются наружному осмотру и обновляются в зависимости от изношенности зубьев, а также шпоночных и шлицевых пазов.