Бензопилы: выбор и эксплуатация



Перед тем, как идти в магазин и покупать цепную бензопилу, нужно определиться, какой именно тип этого инструмента вам нужен. Тут все зависит от предполагаемого объема работ, который предстоит выполнять бензопилой. Если пользоваться ей вы будете периодически, не часто, при этом работать пила будет непродолжительное время – вполне подойдет пила рассчитанная для бытового использования. Если же работать пилой придется много и регулярно, то не обойтись без профессионального инструмента. Не забывайте, что профессиональная бензопила может стоить в десять и более раз дороже, чем пила для бытового применения. Покупать такой инструмент имеет смысл, если пила вам нужна как средство производства, и работать ей придется по многу часов каждый день. В таком случае, затраты на покупку профессиональной пилы, конечно, быстро окупятся, но для дома или дачи, если пилой вы будете пользоваться не часто, вполне хватит простой бензопилы из самой недорогой категории. Даже сравнительно небольшого ресурса такой бензопилы, при неинтенсивном её использовании хватит не на один год. При поломке такой пилы её часто даже не ремонтируют, а просто покупают новую, ведь за сумму, потраченную на профессиональную пилу, можно купить пять или даже десять дешевых бензопил. Так что, считайте сами.

Теперь перейдем к эксплуатации цепных бензопил. Подготовку пилы к работе начинают с крепления на пиле и настройки пильной гарнитуры, которая состоит из шины и пильной цепи. В зависимости от конструкции бензопилы способ крепления пильной гарнитуры может различаться, но разобраться в том, как её закрепить, ничего сложного нет. Просто нужно следить, чтобы направление режущих кромок на зубьях цепи было направлено в соответствии с направлением вращения цепи, так как иногда, по невнимательности можно ошибиться, и установить пильную цепь «наоборот». Также убедитесь, что цепь нормально «села» на ведущую шестерню бензопилы и в пазы шины.

Перед установкой шины, желательно смазать моторным маслом подшипники направляющей звездочки, установленной на кончике шины. Для этого можно опустить кончик шины в емкость с моторным маслом. Установив пильную гарнитуру, не спешите полностью затягивать крепежные гайки, фиксирующие шину, ведь нам предстоит еще натянуть пильную цепь. Цепь натягивается путем вращения специального винта, расположение которого на пилах разных моделей может быть различным. Во время натягивания цепи, её нужно постоянно оттягивать вверх рукой. Работая с цепью, надевайте рабочие перчатки – не забывайте, что цепь острая. Пильная цепь не должна быть прослаблена, но её нельзя и перетягивать. При нормальном натяжении цепь можно перемещать по шине рукой, прилагая не слишком большое усилие. Отдельно нужно напомнить, что цепь бензопилы во время работы должна быть хорошо наточена, работа тупой цепью превратится в мучение, причем как для вас, так и для бензопилы. Определить, что цепь затупилась можно по тому, что в процессе пиления образовывается не стружка, а нечто похожее на пыль. Заканчивая разговор о пильной гарнитуре, нужно напомнить о необходимости время от времени (например, после выработки одного бака топлива), переворачивать шину на 180˚ для равномерного её износа.

Итак, пильная гарнитура закреплена, цепь натянута, можно приступать к заправке бензопилы. Применяйте только бензин с соответствующим октановым числом, обычно это бензин А-92, но уточните этот момент, прочитав инструкцию к бензопиле. Двигатели у бензопил двухтактные, поэтому для их смазки, в топливо приходится добавлять масло. О масле разговор особый – используйте исключительно масло для высокооборотистых двухтактных двигателей и никакое другое. Стоит такое масло относительно дорого, но расход его будет небольшим. Приготавливая смесь бензина с маслом, и выбирая их соотношение, руководствуйтесь рекомендациями производителя бензопилы, а не производителями масла. Заливая топливо в бачок бензопилы желательно пользоваться воронкой с мелкой сеткой.

Кроме топлива пилу нужно заправить маслом, для смазывания пильной гарнитуры. Никогда не используйте для этих целей «отработку», но моторное масло можно использовать практически любое. Зимой, если предстоит работа при низкой температуре, масло нужно разбавить бензином, чтобы сделать его менее густым. На многих моделях бензопил имеется винт регулировки подачи масла для смазки цепи. Расход масло нужно отрегулировать так, чтобы при заправке полного бачка топливом, и полного бачка маслом, и топливо и масло для смазки, заканчивалось одновременно. Иногда можно встретить рекомендации, что для смазки пильной гарнитуры нужно применять исключительно особое, специально предназначенное для этого масло, хотя стоимость его немаленькая. На самом деле, такое масло отличается только тем, что производится на натуральной основе, и безвредно для окружающей среды. Конечно, для промышленных масштабов лесозаготовки это очень важный момент, ведь представьте, сколько моторного масло оставит каждая бензопила в лесу, проработав там даже несколько часов. А если это целая бригада лесорубов? Масло на натуральной основе безвредно для природы, но в остальном, для смазывания пильной гарнитуры оно ничуть не лучше обычного моторного масла.

Теперь пила заправлена, и нам нужно научиться её запускать. Схемы пуска холодной и горячей пилы отличаются. Также могут несколько отличаться и схемы пуска бензопил разных конструкций. Возьмем для примера наиболее типичный случай. Для запуска холодной бензопилы нужно полностью прикрыть воздушную заслонку карбюратора, вытянув до упора кнопку управления заслонкой. После этого нужно установить тумблер или кнопку включения пилы в положение «включено», и энергично, но не очень резко несколько раз потянуть за пусковую рукоятку. В это время топливо будет наполнять карбюратор, и в определенный момент, после 3-5 попыток пила начнет «чхать». Это означает, что топливо наполнило камеру карбюратора. Далее нужно полностью открыть воздушную заслонку, утопив полностью кнопку управления заслонкой, и еще раз потянуть за пусковую рукоятку. Как правило, исправная бензопила запускается с первой, в крайнем случае, со второй попытки. Не начинайте работать пилой сразу же – дайте ей немного прогреться, чтобы мотор работал устойчиво. Не нужно пилу «жалеть», работая на средних оборотах — обороты во время пиления должны быть максимальными, даже в период так называемой «обкатки» новой пилы. На самом деле вся обкатка заключается в большем количестве масла в топливной смеси (в соответствии с инструкцией), более частых остановках пилы для её «отдыха», и меньшими нагрузками на пилу, то есть не нужно новой бензопилой валить все дубы, растущие в округе – поберегите инструмент. Перед началом работы убедитесь, что масло поступает на пильную гарнитуру, для чего направьте кончик пилы на какую-либо светлую поверхность – вы должны увидеть на ней следы масла. Убедитесь, что на холостых оборотах пильная цепь не вращается. Если это не так, то, скорее всего, карбюратор нуждается в регулировке. Во время работы не давите сильно на пилу, пила с острой пильной цепью в этом не нуждается. Для остановки пилы переведите тумблер включения пилы в положение «выключено».

Как бы то ни было, бензопила – вещь опасная, особенно при неумелом обращении, несмотря на различные механизмы и приспособления в конструкции пилы, повышающие её безопасность. Поэтому строго соблюдайте все указания по технике безопасности и способам работы с бензопилой, указанные в инструкции по эксплуатации.

Не забывайте, что в статье приведены лишь общие рекомендации, и она не заменит вам инструкции к вашей бензопиле.