Различные стальные канаты весьма широко востребованы. Их используют в лебедках, кранах, лифтах, устройствах буксировки и подъема грузов. Стальными канатами армируют конструкции из бетона. В багажнике практически каждого автолюбителя найдется буксировочный трос, пользу которого в сложных ситуациях трудно переоценить.
Тросы оцениваются по следующим параметрам:
Сегодня выпускаются тросы из нержавеющей стали, а также защищенные от воздействия кислоты и прочих агрессивных сред, что позволяет использовать их на различных судах и в тех областях деятельности, где требуется высокая прочность и устойчивость к внешним воздействиям. Еще один важный параметр — вес троса, иногда слишком большая тяжесть троса может привести к невозможности работы с ним.
Несмотря на кажущуюся простоту, трос — достаточно сложное и технологичное изделие. Канаты составляют из множества переплетенных между собой стальных проволочек, которые обвивают сердечник. Сердечник, в свою очередь, делают из материалов органического или синтетического происхождения, или же его делают металлическим, покрытым антикоррозийными составами. Органические сердечники дополнительно обрабатывают смазкой, чтобы снизить внутреннее трение и уберечь материал от грибка и гниения. Тросы с синтетическим сердечником из полиамида легче органических или стальных, что делает такие тросы популярными у спортсменов. Сердечник не испытывает нагрузок, его предназначение — амортизировать внутреннее давление, возникающее, когда трос испытывает усилие на разрыв.
Тросы классифицируются по жесткости. Трос с пеньковым сердечником — самый жесткий, в нем 42 стальных нити. Более гибкие содержат 72 проволоки, а самые гибкие — 144.
Помимо жесткости, тросы делятся по навивке: одинарной, двойной или тройной. Чем больше навивка, тем прочнее трос. Также изделия распределяются по способам изготовления:
Обычно стальной трос — вещь довольно жесткая, требующая прочного материала для крепления. Слишком мягкий материал трос может просто перетереть. Чтобы обойти эту проблему, производителями предлагаются вспомогательные изделия. Таков, например, клюз — рамка или кольцо из чугуна или более легкого алюминия, через которое пропускается трос, не контактируя с более мягкими материалами. Еще одно приспособление — тросовый зажим, которым соединяются тросы или делаются петли из них. Зажимы могут быть дугообразными или плоскими. В первом случае это — дуга, на концах которой находится резьба. Концы тросовых отрезков закладываются в дугу и зажимаются сверху планкой, привинчиваемой на гайки. Плоский же зажим — это две пластины, между которыми укладывают трос и фиксируют гайками.