Элементы управления, защиты и автоматики: командоаппараты



Это электрический одно- или многоступенчатый аппарат для переключений в цепях управления силовых электрических устройств. В электроприводе в качестве командоаппарата часто используют командо-контроллер.

Командо-контроллеры — это аппараты, которые управляются при помощи рукояток, электромагнитов или специальных приборов и позволяют осуществлять сложные переключения одновременно в нескольких управляемых цепях. Командо-контроллер состоит из квадратного вала, на котором насажены кулачковые шайбы, каждая из которых при определенном угле поворота нажимает на ролики, связанные с подвижными контактами. Последовательность замыкания контактов каждой шайбой зависит от профиля кулачков. В регулируемых контроллерах кулачки сменные, а устанавливают их в необходимой последовательности.

Кнопки и кнопочные станции относятся к командоаппаратам. Они служат для дистанционного управления электромагнитными аппаратами: пускателями, контакторами, реле и т. д. Кнопки бывают с замыкающими и размыкающими контактами, а также двухцепные с контактами обоих типов. Кнопки управления монтируют на панели или в общем корпусе. Кнопочные станции с тремя командами «Вперед», «Назад», «Стоп» используют для управления лесотранспортерами.

Кнопочный элемент содержит неподвижные контакты, подвижные контакты, установленные подвижно на стержне с кнопкой. Для возврата кнопки в исходное положение на стержне расположены пружины.

Электромагниты постоянного и переменного тока. Их используют в схемах автоматического управления электроприводами и они служат для переключения различных гидравлических и пневматических клапанов и золотников, в качестве тормозов и т. д. Принцип действия электромагнита состоит в том, что ток, проходя по катушке, втягивает внутрь ее якорь, воздействующий при своем перемещении на соответствующий орган управления. Электромагнитные муфты служат для плавного регулирования частоты вращения вала механизма и подразделяются на: муфты трения и муфты скольжения. В муфтах трения вращающий момент передается выходному валу за счет трения поверхностей вращающихся дисков, а в муфтах скольжения — вследствие взаимодействия магнитного поля, созданного в индукторе, и тока, индуктируемого в якоре.

Асинхронная электромагнитная муфта скольжения работает следующим образом: на ведущем валу жестко закрепляется индуктор в виде кольца с пазом посредине; ведомая часть муфты имеет массивный стакан, насаженный на ведомый вал катушка возбуждения размещается в кольцевом пазе индуктора и питается постоянным током через контактные кольца, установленные на изоляционной втулке ведущего вала, и щетки. При вращении индуктора в стакане: ведомой части индуктируется ЭДС и возникает ток, взаимодействие которого с полем индуктора заставляет ведомую часть вращаться. В этих муфтах использован принцип работы асинхронного двигателя, поэтому они получили название асинхронных. Плавное регулирование вращающего момента достигается изменением тока возбуждения.