Муфты. Направляющие станков



Муфты. Муфты в приводах являются соединительными устройствами валов для передачи вращающего момента от одного вала к другому, сооснорасположенному. По назначению, принципу действия и конструкции муфты делят на четыре больших класса: нерасцепляемые, управляемые, самодействующие и прочие.

Нерасцепляемые муфты — это такие, в которых ведущая и ведомая полумуфты соединены между собой постоянно. Управляемые это муфты, позволяющие сцеплять и расцеплять ведущий и ведомый валы, как во время остановки, так и при вращении. Самодействующие — муфты, при которых сцепление и расцепление ведущею и ведомого валов осуществляется автоматически при изменении заданного режима работы муфты.

Представителем первого класса является втулочно-пальцевая упругая муфта. Полумуфты соединены между собой болтовым или штифтовым элементом через упругий элемент.

Такая муфта легкая в изготовлении, простая и удобная в обслуживании позволяет смягчать толчки удары при вращении и компенсировать неточности взаимного расположения валов.

Кулачковая муфта относится к классу управляемых. Муфта состоит из полумуфт с торцовыми кулачками. Включение и выключение осуществляется перемещением полумуфты ведомого вала по шлицам или направляющим шпонкам. Включение допускается при скоростях не более 1 м/с.

В станках широко применяют управляемые муфты другого типа — электромагнитные. При пропускании тока через катушку муфты якорь притягивается к корпусу. Нажимной диск, связанный тягами с якорем, прижимает фрикционные диски к гайке, чем достигается сцепление ведущих и ведомых дисков. Ток подводится к обмотке через контактные кольца. Все части муфты собраны на втулке из немагнитного материала. Диски сцеплены с втулкой, а диски — с чашкой полумуфты (на чертежей не указана), жестко соединенной с другим валом или ступицей колеса. При отключении тока якорь и диски отталкиваются пружинами. Электромагнитные муфты позволяют передавать большие крутящие моменты при малых габаритных размерах и дистанционном управлении, исключительном их быстродействии. Из представителей третьего класса муфт можно назвать обгонные, центробежные и различные предохранительные.

Упругие муфты применяют для соединения электродвигателей с насосами (во всех станках для отделочной обработки, имеющих гидропривод), с коробками скоростей в хонинговальных и некоторых притирочных стайках.

Электромагнитные муфты широко используют в коробках скоростей со ступенчатым регулированием частоты вращения.

Кулачковые муфты в станках для отделочной обработки, как правило используют для периодического соединения элементов в механизмах, обеспечивающих вспомогательные ходы (например, в хонинговальных суперфинишных станках).

Направляющие. Направляющие служат для перемещения (прямолинейного и кругового) подвижных механизмов станка. Главное требование к направляющим — высокая точность, износостойкость и возможность осуществления точных малых перемещений.

В доводочных станках применяют направляющие скольжения и качения, причем конструктивные формы и тех и других могут быть разнообразные.

Охватываемые направляющие более просты в изготовлении, чем охватывающие, однако на них плохо удерживается смазка, что мещает легкому и точному перемещению по ним. Плоские направляющие того и другого вида менее трудоемки в изготовлении, чем направляющие в форме ласточкина хвоста. Охватывающие направляющие хорошо удерживают смазку, но легко загрязняются и требуют надежной защиты. Направляющие в форме ласточкина хвоста отличаются компактностью, универсальностью с точки зрения восприятия различных нагрузок, простотой регулирования зазора. Сочетание различных профилей в направляющих (комбинированные направляющие) упрощает общую конструкцию: и позволяет использовать положительные свойства каждого профиля.

Направляющие качения широко используют в доводочных станках для перемещения механизмов, определяющих величину подачи или движения резания (например, в механизме осцилляции суперфинишных станков). Их главное преимущество — незначительное различий между коэффициентами трений покоя и движения, что позволяет повысить точность и легкость относительных перемещений.