Кинематическая схема станка мод. ЗН84



Главное движение — вращение хона достигается передачей вращения от электродвигателя (вал) через систему подвижных и неподвижных зубчатых колес к валу коробки скоростей. Этот вал муфтой соединен с ходовым валом, который позволяет передавать вращение шпинделю в любом положении шпиндельной головки при ее движении.

Шпиндельная головка через реечную передачу и промежуточный вал соединена с механизмом управления. На валу установлен диск с кулачками управления циклом хонингования. Зубчатое колесо на валу необходимо для управления двухпозиционным краном гидропривода.

Рассмотрим устройство основных механизмов хонинговального станка мод. ЗН84, его коробка скоростей. Она смонтирована в отдельном корпусе на колонне станка. Пять шлицевых валов вращаются на шариковых подшипниках качения. От электродвигателя на первое зубчатое колесо коробки скоростей вращение передается через зубчатую муфту. На первом шлицевом валу коробки скоростей установлена «мотдисковая фрикционная муфта, обеспечивающая плавное включение вращения шпинделя и предохраняющая станок от перегрузок (рехвмуфты проскальзывают при увеличении нагрузки до допустимой).

Два подвижных блока зубчатых колес по валам перемещаются с помощью вилок переключения и позволяют получить на предпоследнем валу коробки скоростей четыре различные частоты вращения. Колесо может находиться в одном из трех положений: верхнее и нижнее крайние положения позволяют получить восемь различных частот вращения выходного вала; среднее, нейтральное положение зубчатого колеса необходимо для наладочного цикла когда шпиндельная головка отсоединена от коробки скоростей. Переключение зубчатых колес осуществляется гидроприводом, для чего достаточно повернуть на пульте рукоятку барабана управления коробкой скоростей и нажать кнопку «Переключение скоростей».

Смазка всех подшипников, зубчатых колес и дисков фрикционной муфты осуществляется от плунжерного насоса. Масло подается в точки смазки через штуцеры. Работу насоса и уровень масла контролируют через смотровое стекло, ниже которого расположена маслоспускная пробка.

Шпиндельная головка одновременно с вращением передает возвратно-поступательное движение шпинделю станка. Она представляет собой жесткую литую коробку с тремя валами, которая перемещается вдоль приводного вала по круглым скалкам. Скалки установлены параллельно приводному валу на колонне станка. Приводной вал вращается в опорах качения, смонтированных в кронштейнах. Кронштейны также укреплены на колонне. Приводное зубчатое колесо установлено на бронзовой гильзе, которая перемещается по шлицевой части вала. Зубчатое колесо является паразитным. Частота вращения шпинделя будет меняться пропорционально отношению числа зубьев колес. Смазка зубчатых колес и подшипников шпиндельной головки—консистентная ручная, а шлицев приводного вала — жидкостная от насоса.

Две пары роликов, с помощью которых шпиндельная головка контактирует с круглыми скалками при своем вертикальном перемещении, устроены таким образом, что позволяют легко настраивать правильность прилегания их к цилиндрической поверхности скалок. Поворотом эксцентриковых осей ролики перемещаются в вертикальной плоскости, проходящей через оси скалок, при этом они выбирают зазор между скалками. В горизонтальной плоскости ролики при необходимости могут быть сдвинуты поджимом винтов с необходимой стороны (с ослаблением таких же винтов с противоположной стороны).