Конструкция фрезерного станка с нижним расположением шпинделя



Фрезерные станки с нижним расположением шпинделя конструктивно выполнены в основном одинаково. Структурно-кинематическая структура станка ФС-1, базовый для всей гаммы станков с нижним расположением шпинделя. На литой чугунной станине коробчатой формы высокой жесткости крепятся чугунный стол с ребрами жесткости на нижней по­верхности и шпиндельный суппорт (шпиндельная бабка), шпиндель которой заканчивается инструментальной оправкой, выступающей через отверстие в поверхности стола и служащей для крепления режущего инструмента. Привод шпинделя во вращение осуществляется от вала двухскоростного асинхронного электродвигателя, установленного на задней стенке станины на поворотной плите, через плоский синтетический ремень и шкивы. Натяжение ремня — тарированное, регулируется маховиком и винтом через тарированную цилиндрическую пружину сжатия. Шпиндельный суппорт представляет собой чугунный корпус, в котором на высокоточных подшипниках качения смонтирован шпиндель.

Настроечные перемещения суппорта по высоте выполняются маховиком через вал, вращение которого через червячную пару передается винту, зафиксированному в осевом направлении в упорных подшипниках. Ввертываясь в неподвижно закрепленную на суппорте гайку, винт заставляет перемещаться суппорт по высоте на величину до 160 мм. Суппорт в заданном положении фиксируется винтом. Чтобы при настройке суппорта по высоте плоский ремень не соскочил со шкива, последний выполняется длиннее шкива, закрепленного на валу электродвигателя, на максимальную величину перемещения, т. е. на 160 мм.

При работе станка на тяжелых режимах или при использовании шипорезной каретки применяют третью дополнительную съемную опору шпинделя, выполненную на подшипнике 1204 и установленную в кронштейне. Кронштейн монтируют на колонне, которая крепится болтами к столу. Положение кронштейна по высоте задается маховиком через вал и пару шестерня — зубчатая рейка и фиксируется стопором.

Конструкция шпиндельного суппорта. Шпиндель вращается в корпусе в подшипниковых опорах (верхняя — сдвоенный радиально-упорный подшипник 5-436211E, нижняя — радиально-упорный 6-36208Е). Над нижним подшипником установлен блок тарированных пружин, обеспечивающий заданное усилие предварительного натяга подшипников.

Верхний конец шпинделя заканчивается внутренней расточкой, под конус Морзе, служащей для соединения шпинделя с инструментальной оправкой, которая в свою очередь заканчивается посадочным хвостовиком — конусом Морзе № 4. Инструментальная оправка фиксируется на шпинделе дифференциальной гайкой, имеющей две резьбы: одну с мелким шагом, соответствующим резьбе на оправке, и вторую с большим шагом — на шпинделе. Обе резьбы имеют одно направление. При затягивании оправки гайка перемещается одновременно как относительно шпинделя, так и оправки. Так как шаг резьбы на шпинделе больше, то перемещение гайки относительно шпинделя при одном угле поворота не­сколько опережает ее перемещение относительно оправки, и конус оправки с большой силой входит в коническое гнездо шпинделя, обеспечивая надежное крепление оправки с инструментом на шпинделе. В комплект инструментальной оправки входят набор проставочных колец, позволяющих закреплять на оправке фрезы различной высоты и производить грубую настройку инструмента относительно стола станка по высоте, а также крепежная цилиндрическая гайка с лысками под ключ, обеспечивающая фиксацию инструмента на оправке. Применение съемной инструментальной оправки с различными диаметрами посадочной шейки (22; 27 и 32 мм) дает возможность использовать для работы на станке различные по посадочным размерам и конструкции фрезы.

При установке оправки или режущего инструмента на шпиндель последний стопорится от проворачивания относительно корпуса фиксатором, вставляемым в радиальное отверстие шпинделя. Положение фиксатора контролируется стопорным винтом, сблокированным с микровыключателем: для обеспечения возможности перемещения фиксатора вывертывают блокирующий винт из корпуса, при этом его головка нажимает на упор микровыключателя, делая невозможным включение электродвигателя механизма резания при застопоренном шпинделе.

Смазку подшипников опор качения в новых конструкциях станков, (долговечную консистентную типа ВНИИ НП-228 или аналогичную ей) закладывают один раз при сборке шпиндельного суппорта и меняют вместе со сменой подшипников. В предыдущих конструкциях станков была предусмотрена жидкая смазка подшипников: масло из резервуаров по войлочным фитилям поступает на разбрызгивающие кольца, установленные над опорами, откуда «зонтиком» стекает на подшипники и самотеком возвращается в резервуары.

На столе станка монтируется ограждение инструмента, состоящее из литого чугунного корпуса, в котором имеется патрубок для вытяжки стружки и пыли в общецеховую вентиля­ционную систему, кронштейна, передней и задней направляющих линеек, а также винтового механизма микронастройки передней направляющей линейки. Концы линейки, обращенные к режущему инструменту, могут быть армированы деревянными накладками для обеспечения безопасности при переналадке станка, а также более высокого качества обработки вследствие уменьшения зазора между линейкой и инструментом. В последних моделях станков на концах линеек выбраны продолговатые окна для снижения уровня создаваемого инструментом аэродинамического шума.

Страницы: 1 2