Наглядность облегчает и оснащает познавательную деятельность учащихся, развивает их наблюдательность, ассоциативное мышление, воображение, память, стимулирует активность, способствует развитию интереса к учению. Наглядный образ — вспомогательная основа для конкретизации отвлеченных понятий и сознательного понимания скрытых явлений и процессов.
Исследования показали, что наглядность не всегда должна быть исходным пунктом обучения. Отправным началом могут быть общие положения, постановка и разрешение учебных проблем, а затем уже — наглядность для иллюстрации, для подтверждения истинности найденных выводов. На практике этот тезис позволяет применять не только индуктивный способ изучения материала — от восприятия конкретного к абстрактному, но и дедуктивный. В каждом отдельном случае выбор пути зависит от практического значения, содержания и характера учебного материала и поставленной цели обучения и развития учащихся.
Каждый вид наглядности играет определенную роль в познавательной деятельности учащихся. Ведущее место занимают предметные наглядные пособия: натуральные образцы инструментов, приспособлений, машин, материалов, изделий. Сюда же можно отнести и практический показ (имитацию) трудовых, приемов, что нельзя равнозначно заменить показом соответствующих плакатов или экранных пособий. Далее по значимости идут модели и макеты, аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства, фотографии, плакаты, таблицы, схемы, технические рисунки, чертежи.
При проблемном обучении использование учебно-наглядных, пособий имеет свои особенности. Здесь наглядность нередко выступает в роли средств постановки проблем и создания проблемных ситуаций. В таких случаях наглядные пособия демонстрируют в строго определенный момент урока.
В ходе проблемного изложения учебного материала эффективны такие вспомогательные средства, как простые рисунки, схемы, таблицы, выполняемые по ходу постановки вопросов мастером на доске или с помощью кодоскопа и учащимися в тетрадях.
Применение экранно-наглядных пособий требует заблаговременного определения дидактических целей их демонстрации.
Формы организации учебной деятельности учащихся. Основная форма организации процесса обучения в профессионально- технических училищах — урок, включающий в себя задачи, содержание и методы обучения. Сущность урока составляет организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Центральная, наиболее общая задача урока создание оптимальных условий для овладения каждым учащимся системой знаний, умений и навыков непосредственно в процессе обучения для достижения высокого уровня мыслительной деятельности, развития познавательных способностей и воспитания учащихся.
Первоочередная задача мастера заключается в правильном и ясном определении дидактических целей урока, содержания и дозировки учебного материала, рациональной организации общем структуры урока и всех его этапов.
Современные направления в совершенствовании процесса обучения, а значит и урока как его центрального звена, следующие: активизация познавательной деятельности учащихся; привитие им навыков самостоятельной работы; выделение ведущих, опорных положений в учебном материале; организация меж предметных связей; проблемный, программированный и дифференцированный подходы к обучению; обеспечение постоянной обратной связи; рациональное применение технических средств обучения.
К современному уроку предъявляются следующие требования: