Процесс обучения станочника



Процесс обучения представляет собой единство деятельности мастера и учащихся, направленной на приобретение ими знаний, умений и навыков, на их развитие и воспитание. Деятельность мастера обычно называют инструктированием, деятельность учащихся — учением. В центре процесса обучения находится познавательная деятельность учащегося, его учение.

Главные требования к процессу обучения, его общую направленность определяют дидактические принципы. В советской педагогике сложились такие ведущие принципы обучения: комму­нистическое воспитание учащихся; научность, системность и последовательность обучения; сознательность и активность учащихся в учении; единство конкретного и абстрактного (принцип наглядности); прочность усвоения материала и всестороннее развитие познавательных способностей учащихся; коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся. Эти принципы отвечают задачам, поставленным перед советской профессиональной школой и обществом, учитывают методологические и психологические основы процесса обучения.

Образование, развитие и воспитание учащихся, подготовка их к сознательному овладению профессией, к творческому труду в решающей степени зависят от того, как поставлен учебный процесс в целом, каков характер познавательной и практической деятельности учащихся на всем протяжении их учебы. В этом; отношении учебный процесс может быть эффективным только? тогда, когда он вызывает и организует активную познавательную деятельность учащихся. Объективные предпосылки для решения этой задачи заложены в содержании учебного материала, методах обучения, формах организации учебной работы учащихся.

Содержание учебного материала. Учебный материал — это педагогически целесообразная система знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Учебный материал предмета «Производственное обучение» определяется производственно-квалификационной характеристикой и программой и содержит систему практических знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает подготовку рабочего определенной профессии и уровня квалификации.

Содержание трудовой деятельности станочника по деревообработке широкого профиля характеризуется орудиями производства, предметами труда, технологическими процессами трудовыми операциями и приемами работы.

Орудиями производства служат круглопильные, ленточнопильные, фуговальные, рейсмусовые, продольно-фрезерные, фрезерные, шипорезные, сверлильные, цепнодолбежные и токарные станки.

На станках обрабатывают в основном пиломатериалы и заготовки из древесины, фанеры, плит (фанерных, столярных, волокнистых, стружечных), что составляет предмет труда станочника. Предметом труда станочника являются также детали и сборочные единицы мебели (бруски, рамки, коробки, щиты, ящики, полки, ножки, опорные скамейки, царги, спинки и др.), столярно-строительные изделия (оконные и дверные коробки, подоконные доски, рамы, двери, встроенная мебель), детали фрезерованные (доски для покрытия полов, плинтусы, наличники, поручни, обшивка, раскладка), изделия для паркетных покрытий (паркетные доски, паркетные щиты, штучный паркет),) элементы сборных деревянных домов и др.

В технологические процессы станочника по деревообработке входят следующие операции: раскрой древесных материалов на кругло- и ленточнопильных станках, механическая обработка пиленых заготовок (получение заготовок обработкой их на фуговальных, рейсмусовых, строгальных станках) и калиброванных (формирование элементов шиповых соединений на шипорезных, сверлильных станках), формирование профилена фрезерных станках и точение древесины на токарных.

В зависимости от применяемого оборудования в технологическом процессе у станочников много разных операций, но в их трудовой деятельности можно выделить следующие общие тру­довые функции: 1) анализ задания, чертежа, технических условий; 2) выбор и подготовка предметов труда (заготовок, деталей, сборочных единиц); 3) определение способов и последова­тельности выполнения операций, трудовых приемов; 4) .выбор орудий труда и подготовка их к работе (станка, инструмента); 5) выбор режимов обработки детали; 6) подготовка станка (осмотр, установка инструмента, наладка станка, смазка); 7) размещение и крепление заготовки; 8) перемещение инструмента или предмета труда; 9) технологическая обработка детали; 10) перемещение орудий труда от заготовки; 11) раскрепление изделия; 12) контроль изделия.