Тяговые и грузонесущие органы сортировочных лесотранспортеров



В качестве тяговых органов для сортировочных лесотранспортеров применяют различные типы цепей и стальные канаты. Для продольных цепных лесотранспортеров применяют сварные круглозвенные цепи по ГОСТ 2319, разборные штампованные цепи по ГОСТ 589; в отдельных случаях используют пластинчатые цепи по ГОСТ 588. Основными параметрами цепей являются шаг цепи, геометрические размеры звеньев, диаметр цепной стали, ширина и толщина пластин, диаметр валика и т. п., разрушающая нагрузка и масса цепи. Цепи обладают рядом качеств, обусловивших целесообразность их применения в лесотранспортерах: возможностью передачи значительных тяговых усилий привода; удобством крепления грузонесущих пластин и траверс, достаточно высокой гибкостью, что дает возможность применять приводные звездочки малых диаметров. Однако цепи имеют значительную массу, быстро изнашиваются в сочленениях, что приводит к нарушению надежности сцепления со звездочкой. Кроме того, некоторые типы цепей имеют ограниченную степень подвижности, что исключает возможность поворотов контура тягового органа в разных плоскостях. Так, пластинчатые цепи допускают возможность поворота контура только в одной плоскости; разборные штампованные цепи имеют возможность свободного поворота в одной плоскости (перпендикулярной оси шарниров) и за счет специально заданных зазоров между внутренними и наружными звеньями цепи допускают относительный поворот звеньев на ограниченный угол в плоскости осей шарниров; сварные круглозвенные цепи имеют наибольшую степень подвижности, допуская возможность свободного поворота в любой плоскости. Таким образом, разборные штампованные и круглозвенные цепи могут обеспечить пространственную трассу контура лесотранспортера, а пластинчатые цепи — трассу контура в одной плоскости (горизонтально или вертикально-замкнутый контур).

Сварные круглозвенные цепи состоят из звеньев овальной формы, изготовляемых из стали круглого сечения при помощи сварки. По размерам звеньев сварные цепи могут быть короткозвенные, если шаг звена и длиннозвенными. По степени точности изготовления сварные цепи подразделяются на некалиброванные и калиброванные. Некалиброванные цепи не имеют точной формы и размеров звена и применяются в тех случаях, когда цепь наматывается на гладкий барабан. Калиброванные цепи выполняются с соблюдением допусков по шагу и ширине звена и применяются в тех случаях, когда цепь должна укладываться в ячейки зубчатого блока (туера). Размеры сварных круглозвенных цепей и разрушающие нагрузки установлены ГОСТ 2319.

Разборные цепи состоят из шарнирных секций, которые по способу изготовления бывают горячештампованные (кованые) и холодноштампованные. Каждую парную секцию цепи собирают из внутреннего звена, двух наружных боковых звеньев и шарнирного валика. Наружные звенья имеют в середине перемычку для жесткости, а на концах — фасонные гнезда для головок шарнирных валиков, препятствующих вращению валиков при повороте цепи. Разборными эти цепи называют потому, что их легко собирать и разбирать без каких-либо инструментов и приспособлений. Специально заданные зазоры между внутренними и наружными звеньями допускают ограниченный поворот звеньев в плоскости осей шарниров, что позволяет лесотранспортеру иметь пространственную трассу. Основные параметры разборных цепей приведены в ГОСТ 589.

Пластинчатые цепи состоят из параллельно размещенных стальных пластин, соединенных попарно стальными валиками с определенным интервалом (шагом). Пластинчатые цепи применяют двух типов: штыревые и втулочные. У штыревых цепей соединительным валиком пластин является штырь, концы которого расклепывают» или устанавливают шплинт с шайбой. У втулочных цепей наружные пластины закрепляются на валике, внутренние на втулке. Благодаря этому тяговое усилие распределяется по всей длине втулки и валика, поэтому уменьшается износ шарниров и обеспечивается большая долговечность цепей. Изготовляют несколько типов втулочных цепей: втулочные, втулочно-роликовые (диаметр ролика не превышает ширину пластин цепи), втулочно-катковые. Ролики или катки, устанавливаемые на втулке, служат для зацепления цепи со звездочками и являются опорными и ходовыми устройствами для звеньев цепи.

Для продольных лесотранспортеров в качестве тягового органа используют также стальные канаты односторонней свивки с органическим сердечником. Органический сердечник, пропитанный антикоррозионной смазкой, увеличивает гибкость каната; при перегибах каната смазка выдавливается из сердечника и поступает в зазоры между проволоками. Стальные канаты допускают работу с высокими скоростями, хорошо воспринимают толчки и удары, надежны в эксплуатации. Разрыву всего каната предшествует разрыв его наружных проволок, что дает возможность своевременно заменить износившийся канат. Стальные канаты при одинаковом передаваемом усилии привода имеют значительно меньшую массу, чем цепи. Недостатками канатов являются их растяжение в процессе эксплуатации, необходимость значительного монтажного натяжения и сложность закрепления грузонесущих органов.

Грузонесущие траверсы предназначены для удержания лесоматериалов при перемещении. Траверсы закрепляются на тяговом органе на равных расстояниях друг от друга. Необходимо, чтобы все перемещаемые сортименты опирались не менее чем на две траверсы. Поэтому расстояние между траверсами должно быть меньше половины длины самого короткого сортимента. Наиболее часто в существующих конструкциях лесотранспортеров расстояние между грузонесущими траверсами принимают в пределах 1,5...1,8 м; у цепных лесотранспортеров это расстояние должно быть кратным двойному шагу звеньев цепи. По конструкции грузонесущие траверсы бывают с опорами скольжения и роликовыми опорами. Траверсы на роликовых опорах значительно уменьшают сопро­тивление движению тягового органа и, соответственно, мощность привода. Однако применяются они сравнительно редко, так как увеличивается масса лесотранспортера и повышается его стоимость.

Траверсы горизонтальных лесотранспортеров изготавливают гладкими или с седлообразным ребром, обеспечивающим ориентирование перемещаемых сортиментов по оси лесотранспортера. При наличии на лесотранспортере наклонных участков применяют траверсы с разновысокими шипами, обеспечивающими ориентирование сортиментов и препятствующими сползанию их под действием силы тяжести.

Грузонесущие траверсы присоединяют к цепи из круглой стали специальными соединительными звеньями, к тяговым разборным цепям — валиками с выступающими за головки нарезными концами. К канатам траверсы крепят зажимными скобами и гайками